ЦИРК ПРИЕХАЛ!
В середине нулевых по Камызякскому району гастролировал заезжий цирк-шапито. Когда об этом стало известно Машаеву, заместителю начальника тамошнего лечебно-исправительного учреждения № 7, он решил пригласить артистов в колонию. С директором цирка переговоры шли трудно. Причём цирковых вовсе не пугала, как ранее предполагал Машаев, аудитория – осуждённые, больные открытой формой туберкулёза. А вот с размером оплаты представления договориться никак не получалось. Директор шапито рассказывал о своих трудностях, затратах на переезды, содержание, зарплату и меньше чем на тридцать тысяч не соглашался. Машаев говорил о проблемах колонии – собственных средств нет, а в бюджете такой статьи расходов не существует. Он может понемногу собрать денег с личного состава, но это тысячи три, не больше. Когда переговоры, казалось, зашли в тупик, Машаев выдвинул последний аргумент:
– Я раньше работал начальником пресс-службы регионального Управления исполнения наказаний, знаком со многими журналистами, телевизионщиками. Мы вам такую рекламу создадим, на видео снимем, по областному ТВ вас покажут! Наверняка, это понравится начальнику Управления. Он спросит руководителей других исправительных учреждений, почему это туберкулёзная «семёрка» смогла организовать такое шоу, а они не могут. Естественно, все бросятся выполнять указание начальника. А у нас есть производственные колонии с годовым оборотом в тридцать-пятьдесят миллионов. Вот с них вы и возьмёте по тридцать тысяч, а то и в два-три раза больше.
На том и договорились. С помощью каких ухищрений Машаеву удалось получить разрешение вышестоящего начальства на проведение подобного мероприятия на территории режимного объекта – это уже отдельная история. Не будем на ней останавливаться подробно, чтобы не отвлекаться.
Представление было назначено на субботнее утро. Накануне Машаев с начальниками отрядов обходил жилую зону и приглашал осуждённых в столовую, чтобы не сгонять их туда принудительно.
– Приходите к десяти часам в столовую, к вам приедет цирк.
– Этап с «дурки» пригонят, что ли?
– Какая «дурка»? Мы не принимаем осуждённых с психическими отклонениями. Вы что, в цирке никогда не были? Акробаты, клоуны, звери…
– С Кавказа этап приходит?
– Нет! Цирк – это представление, шоу…
– Маски-шоу?!
– Маски-шоу – это спецназ! А цирк – это, это… В общем приходите завтра, сами всё увидите.
Но на следующий день народ в столовую тянулся неохотно. Пришлось всё-таки публику сгонять в принудительном порядке.
Дрессировщики с кошечками, собачками, белочками особенного интереса не вызвали. Как и силовой жонглёр, легко управлявшийся с двухпудовыми гирями, выполнявший упражнения, лёжа на гвоздях. Многие заключённые со злобой посматривали на сотрудников администрации учреждения – мол, загнали нас сюда зачем-то, лучше бы сейчас на шконках валялись и мечтали о доме. Некоторые оживились, когда на сцену выпорхнули молоденькие акробатки в плотно облегающей стройные тела спортивной форме. Но по-настоящему спас представление, как ни странно, клоун. Он вышел на арену в костюме петуха – с небольшим хвостом сзади, крыльями и огромным ярко-розовым гребнем на голове. Зрители захлопали, раздались одобрительные возгласы. Клоун помахал крыльями, закудахтал. Публика взревела от смеха. Дальше на сцене появилось ведро, артист продемонстрировал всем, что оно пустое. Потом уселся на него, ещё покудахтал, помахал крыльями, встал и вытащил из ведра куриное яйцо. Зал просто застонал от восторга! Клоуна требовали на «бис» ещё и ещё раз. Зрители хохотали до слёз, буквально заходились от смеха, радостно улюлюкали, притопывали ногами, в общем, сходили с ума…
После представления абсолютно счастливый клоун говорил в возбуждении Машаеву:
– Десять лет с этим номером по всей стране езжу, а такого успеха никогда не было!
Ничего не ответил артисту Машаев, только головой покивал. Он-то знал настоящую причину такого успеха. А вы, уважаемые читатели?