Поездка в колхоз
ГАЗ-53 ровно и неспешно катил по колхозной дороге. Весна уже набирала силу, между вспаханными и кое-где засаженными полями уверенно пробивалась трава. Впереди виднелись редкие лесопосадки, радующие глаз свежей, яркой листвой. Солнышко светило ласково, в полную силу, но ещё не жарило, не испепеляло.
Мальчишки 7 «А», забравшиеся в кузов грузовика первыми, заняли ближние к кабине водителя лавочки. Ирина Морозова, комсорг класса, громко возмутилась:
– Э, пацаны, вы чего там уселись? Уступите нам место!
– Кто не успел, тот опоздал, – радостно возразил Валера Соловьёв. – Иринка, ты со своим ростом могла бы просто перешагнуть через борт, была бы первой и выбирала себе место, какое нравится!
Ирина была выше большинства мальчишек, стеснялась этого, но ответила беззлобно:
– Ну, смотри, Соловей, на собрании ты у меня запоёшь по-другому!
Все дружно захохотали. Весело было всему 7 «А»…
Учащиеся средних и старших классов школы весной и осенью с периодичностью примерно раз в неделю вместо занятий ездили в колхоз, сначала сажать, а потом собирать помидоры. Такие поездки заменяли турпоходы. Летом всех на месяц отправляли в лагерь труда и отдыха для прополки овощных культур.
Конечно, томаты собирать всегда интереснее, чем полоть или сажать, но всё равно физический труд на свежем воздухе с последующим совместным обедом на полевом стане воспринимался как праздник. Еду каждый приносил с собой, набор продуктов являлся стандартным: хлеб, варёные яйца, вобла, в мае появлялась редиска, иногда на общем столе мелькали кусочки колбасы. Послеобеденный отдых был различным по продолжительности, в зависимости от времени появления автотранспорта для доставки школьников на паромную переправу…
Ехали ребята шумно: смеялись, шутили, подталкивали друг друга плечами. Заводил, как всегда, Максут Шаманов – безусловный лидер среди мальчишек, двоечник и балагур.
Неожиданно грузовик подпрыгнул, потом его повело сначала в одну сторону, затем в другую. Девчонки завизжали, мальчишки вцепились в борта и лавочки. ГАЗ-53 продолжал движение, раскачиваясь и подпрыгивая, но уже не так сильно, как раньше. Первым, на удивление, пришёл в себя Ермурат Кадыров, считавшийся среди пацанов трусоватым малым.
– Люда! – крикнул он Люде Шметко. – Давай сюда, поменяемся с тобой местами!
Следом за Ермуратом и остальные мальчишки стали осторожно, держась друг за друга, меняться с девочками местами. Тут автомобиль опять сильно тряхнуло, Костя Закарьяев полетел через лавочки и ударился головой о задний борт. Игорь Курьянов и Марат Бектенов, поддерживаемые другими ребятами, помогли Косте подняться.
– Пацаны! Давайте назад, – сквозь грохот подпрыгивающего грузовика послышался звонкий голос Ларисы Бариновой. – Садитесь на свои места, а мы к вам на коленки!
Так и поступили. Дальше ехали молча. Наконец, машину перестало трясти и раскачивать, а вскоре появилась паромная переправа. Все облегчённо вздохнули. ГАЗ-53 лихо затормозил, мальчишки выпрыгнули из кузова и стали осторожно принимать девчонок. На берегу их уже дожидался паром. И лишь когда он стал приближаться к середине Волги, величавой, спокойной и умиротворённой, у ребят окончательно спало напряжение.
– Иринка, – обратился Шаманов к Морозовой. – Когда ты сидела у меня на коленях, твоя голова возвышалась над другими, как перископ подводной лодки над головой!
– Да у тебя не коленки, а сплошные мослы! Я усидеть на них не могла, поэтому привскакивала, вот голова и торчала!
Хохотали опять все дружно, но уже гораздо громче, чем в начале пути. Каждый, стараясь перекричать других, пытался рассказать о своих ощущениях от этого необычного приключения.
Послесловие.
Не кажется ли вам, что сейчас, когда автомобиль нашего общества раскачивает и подбрасывает, пора и нам всем сплотиться, чтобы успешно добраться до конечной цели?